г. Ростов-на-Дону, ул.Таганрогская 118/2
7(928)226-40-61

 

 

 

 

Сохранение хореографии танцев этнических меньшинств при помощи инновационных технологий

 

 

Этнический танец является частью культуры многих национальных меньшинств и важной главой нематериального культурного наследия. Поскольку искусство танца не существует в определённой физической форме в определённой среде, его трудно записать и сохранить. В традиционном представлении по сохранению хореографических особенностей танцевальных движений, действия танцоров в основном записываются с помощью текста, фотографий, видео и т. д. Однако эти методы могут записывать и сохранять танцевальные движения только в двухмерном виде со строго определённого ракурса, а поэтому не могут обеспечить точные и всеобъемлющие результаты. Более того, данные, сохранённые традиционными методами, можно только просто скопировать и передать, и их нельзя использовать, развивать или обновлять.

Таким образом, современная инновационная технология захвата движения (MOCAP - motion capture) может применяться для сохранения этнического танцевального искусства. А, кроме того, эта технология может использоваться для получения 3D-оцифровки жестов и поз танцоров, восстановления и оптимизации движений в цифровом виде. Всё это позволяет создавать целые всеобъемлющие базы данных технологий движения национального танцевального искусства, и объединения защиты первоначальной экологической культурной атмосферы. Такие работы по оцифровке танца могут точно и всесторонне сохранить сущность танцевального искусства этнических меньшинств и обеспечить эффективную отсылку для изучения этнических особенностей в других дисциплинах, например, в социологии или истории.

 

 

С развитием современного общества жизненное пространство танцевального культурного наследия нацменьшинств все больше стирается, подвергаясь влиянию индустриальной цивилизации и экономической глобализации. Поэтому специалисты бьют тревогу, призывая уделять большее внимание охране культурного наследия малых исчезающих народов, в том числе и в сохранении национального танца. Им на помощь приходят учёные и разработчики, помогая внедрять новые методы для лучшего сохранения и спасения культурного наследия. Применение информационных технологий в деле защиты, спасения и добычи культурного наследия давно стало общеприменительной практикой в развитых странах и горячей темой в тематических сообществах.

Некоторыми научными группами компьютерная технология захвата движений уже используется, опираясь на уникальных характеристиках, для осуществления оцифровки, в трёхмерном пространстве, движений и поз в танцах этнических меньшинств. Это позволяет сочетать новые методы сохранения с традиционными в деле защиты самобытной эколого-культурной атмосферы этнических танцев.

 

 

В Японии группа единомышленников из Университета Токио и Института промышленных наук провели работу по сохранению культурного наследия танца Atsushi, посредством технологии захвата движения, разложили танцевальные движения на некоторые исходные компоненты, сгенерировали новые танцевальные движения с помощью компьютерного анализа и технологии искусственного интеллекта, а затем смоделировали исполнение этих танцев с помощью танцевальных роботов. Кроме того, Уэйн Сигел и Йенс Якобсен из Датской школы электроакустической музыки изучали интерактивный танец, в котором танцевальные движения танцоров могут управлять исполнительскими движениями других устройств, таких как свет, музыка, изображения и другие устройства.

Танцы исчезающих народностей являются важным аспектом нематериального культурного наследия многих стран обеих Америк. Однако это происходит почти на всех континентах. Например, в связи с изменением культурно-экологической среды некоторые прекрасные китайские народные исполнительские искусства находятся на грани исчезновения или угасания. Крайне необходимо защищать и наследовать их эффективно на научной базе с помощью различных новейших инновационных средств и оборудования. Хотя традиционные методы фотографирования, записи и видеозаписи удобны для сбора данных, они не могут детально зафиксировать движения тела танцоров с разных углов обзора, не говоря уже о том, чтобы провести их научный анализ и исследование, а затем применить их в хореографии и творчестве. Такой подход расширяет сферу охраны нематериального культурного наследия и имеет далеко идущие последствия для сохранения и научного развития национальной культуры.

 

 

Хотя исследования по сохранению хореографии отдельных танцев с использованием технологии захвата движения уже проводились разными группами учёных, единого и стандартизированного технического процесса пока не установлено, а нормы 3D-оцифровки этнических танцев имеют существенное ориентировочное значение в продвижении 3D-представления цифровизации танцев.

Технологию захвата движения можно использовать для оцифровки движений в трёх измерениях. Захват трёхмерных данных может быть таким же простым, как сбор пространственного положения компонентов тела, или сложным, как запись замысловатых выражений лица при разных эмоциях. Но неоспоримым преимуществом является то, что потом можно анализировать все движения с разных позиций точки обзора, что позволяет сохранить сущность танцевального искусства для будущих исследований, использования в фильмах, театральных постановках и телепрограммах, медиа-контенте для интернета.

 

 

 

В последние годы, в период развития «Индустрии 4.0», ускорилось развитие планирования и в культурной индустрии. Различные отечественные культурные, музейные и творческие сообщества стали придавать большое значение использованию высокотехнологичных инструментов в университетах, научно-исследовательских институтах и художественных учреждениях. Многие из названных организаций стали приобретать костюмы, комплекты и ПО технологии мокап для собственных исследований и разработок. В исследовательских целях системы захвата движения, особенно в последние два года, развивались очень быстро. Кроме того, соответствующие научно-исследовательские учреждения создали даже свои лаборатории захвата движения. В одном только Китае, за последний год такие центры создали «Экспериментальный учебный центр цифровых медиа» Пекинского университета почты и телекоммуникаций, Пекинская школа практических технологий, Хуачжунский университет науки и техники, а также многие другие организации.

Надо отметить ещё такое обстоятельство, что благодаря технологии сбора 3D-данных национальных танцев, можно сформировать несколько национальных баз данных по танцевальной хореографии, а также использовать потом эти данные при производстве анимации, как для компьютерных игр, так и для мультфильмов (или даже фильмов). А интерактивные возможности современных систем предоставляют больше данных об изображениях, способствуя повышению уровня производства анимации.