Шумозащитные экраны: влияние на способ использования пространства рептилиями
В рамках мер по снижению шума от транспортной инфраструктуры на дорожных насыпях возводится всё больше шумозащитных экранов. Некоторое время назад появились опасения, что шумозащита представляет угрозу для популяций рептилий на насыпях.
В результате освоения ландшафта многие структурно богатые среды обитания, изначально населенные рептилиями, были уничтожены. Это привело к значительному сокращению популяций рептилий. Однако рептилии сумели колонизировать созданные человеком «вторичные местообитания» наряду со все более редкими исходными местообитаниями животных. Достаточная популяция рептилий обитает сегодня на транспортных дамбах.
Растущая потребность населения в мобильности приводит к увеличению интенсивности движения. Чтобы защитить людей от растущего шумового загрязнения, вдоль транспортных дамб строится все больше шумозащитных экранов. В результате рептилии испытывают все большее давление в своих вторичных местообитаниях.
Эксперименты по транслокации с использованием прытких ящериц показали, что даже многопутная часто посещаемая железнодорожная линия не является препятствием для рептилий.
С другой стороны, шумозащитный экран не может быть преодолен рептилиями и, таким образом, представляет собой препятствие при миграции рептилий с одной стороны насыпи на другую. Таким образом, шумозащитное ограждение предотвращает перемещение особей между двумя насыпями вдоль железнодорожных путей. Однако на загруженных дорогах акустический экран потенциально может выполнять защитную функцию, предотвращая часто фатальные попытки мигрирующих животных пересечь автомагистрали.
Проблема взаимосвязи противостоящих дорожных насыпей, однако, может быть очень легко решена с помощью зеленых мостов, если среда обитания, предоставляемая зеленым мостом, принимается рептилиями в качестве пригодной.
Благодаря своей линейной структуре, шумозащитные экраны https://acoustyle.ru/c/shumozawitnye-ekrany/ идеально подходят в качестве соединительных осей, вдоль которых животные могут мигрировать вдоль дороги – до тех пор, пока не достигнут следующего миграционного барьера.
Локальная миграция ящериц в густонаселенных районах – а именно в этих районах в первую очередь строятся акустические ограждения – часто может происходить только через сами транспортные насыпи. Это демонстрирует важность транспортных насыпей как элемента продольной связи на большие расстояния, особенно в густонаселенных районах.
Размер популяции рептилий определяется размером доступной среды обитания и качеством среды обитания (что приводит к более высокой плотности особей). В зависимости от размера насыпи шумозащитные сооружения разрушает большую или меньшую часть среды обитания животных. Эта потеря может быть особенно серьезной вдоль железнодорожных линий.
Изучение поведения и использования пространства прыткими ящерицами показывает, что животные предпочитают оставаться в переходной зоне между насыпью и путевой зоной, особенно на безликих насыпях. Экраны обычно строятся в этой части насыпи. Особенно на узких неструктурированных железнодорожных насыпях строительство ограждений приводит не только к потере рептилиями среды обитания, но и к серьезному ухудшению ее качества. Таким образом, шумозащитные экраны могут негативно влиять на численность местных популяций.
Противодействием потере среды обитания рептилий или снижения ее качества может и должно быть создание дополнительных структур, благоприятных для животных, – строительство зеленых мостов и каменных корзин, представляющих собой встроенный в шумозащитный экран проволочный каркас, заполненный камнями, через полости между которыми рептилии могли бы пересечь каменную корзину.