г. Ростов-на-Дону, ул.Таганрогская 118/2
7(928)226-40-61
Последние статьи

 

 

 

 

Развитие речи ребенка - когда нужна помощь?

Развитие речи у ребенка является важным этапом его общего развития. Однако иногда возникают ситуации, когда нужна помощь для правильного и полноценного развития речи у ребенка.

В этой статье мы рассмотрим нормы развития речи у детей, а также признаки, указывающие на необходимость помощи логопеда или психолога.

 

 

Нормы развития речи у детей:

  • В возрасте от 0 до 6 месяцев: малыш начинает проявлять интерес к голосам и звукам, начинает издавать простые звуки, такие как "а-а", "о-о". Он может улыбаться и смотреть на родителей во время общения.                                                                                                                                                                                                      
  • В возрасте от 6 до 12 месяцев: ребенок начинает использовать более сложные звуки и складывать их вместе, чтобы создавать простые слова, например, "мама" или "папа". Он может понимать простые команды и откликаться на свое имя.                                                                                                                                                
  • В возрасте от 1 до 2 лет: начинает говорить более сложными предложениями, используя около 50 слов. Он может задавать простые вопросы и использовать некоторые глаголы и прилагательные.                                                                                                      
  • В возрасте от 2 до 3 лет: начинает использовать более сложные предложения и строить короткие рассказы о своих действиях. Он может использовать около 200 слов и понимать простые имена предметов.                                                                                            
  • В возрасте от 3 до 4 лет: начинает использовать более сложные фразы и предложения, а также использовать местоимения. Он может строить более длинные рассказы и понимать простые сказки.                                                                                         
  • В возрасте от 4 до 5 лет: говорит более четко и использует более сложную грамматику. Он может понимать сказки и задавать более сложные вопросы.

 

 

Признаки, указывающие на необходимость помощи логопеда:

  • Задержка в развитии речи: Если ребенок не начинает проявлять интерес к звукам и не издает звуков в возрасте от 6 месяцев до 1 года, либо не начинает использовать простые слова в возрасте от 1 года до 2 лет, это может быть признаком задержки в развитии речи.                                                                                                                                                                                                                                   
  • Неправильное произношение звуков: Если ребенок не может правильно произносить звуки своего возраста, например, заменяет звук "р" на "л" или звук "с" на "т", это может быть признаком нарушения речи.                                                                                 
  • Слабая словарная активность: Если малыш использует очень мало слов для своего возраста и имеет ограниченную словарную активность.                                                                
  • Трудности в понимании речи: Если ребенок испытывает трудности в понимании простых просьб или названии предметов в возрасте от 2 до 3 лет.

 

 

Признаки, указывающие на необходимость помощи психолога:

  1. Селективное молчание: Ребенок может выбирать, когда говорить и с кем разговаривать. Если он отказывается говорить в некоторых ситуациях или с определенными людьми, это может быть признаком психологической проблемы, такой как социальная фобия или тревожность.                                                                                   
  2. Социальные и коммуникативные трудности: Ребенок может испытывать трудности в установлении и поддержании социальных связей, иметь ограниченные коммуникативные навыки или проявлять неадекватное поведение в общении с другими.                                                                                                                                        
  3. Регрессия речи: Если малыш ранее говорил хорошо развитыми предложениями, но внезапно начал терять навыки и говорить только простыми словами или звуками, это может быть признаком эмоционального или психологического стресса.                                                                                                                            
  4. Несвязная речь или смешение языков: Ребенок может использовать несвязную речь, наблюдается проявление сложностей в образовании предложений или смешивание разных языков. Это может быть результатом психологических проблем, таких как дислексия или трудности в освоении второго языка.                                                                                                                                                        
  5. Артикуляционные проблемы: Ребенок может испытывать затруднения в правильном произношении звуков или иметь нечеткую и непонятную речь. Это может быть связано с психологическими аспектами, такими как тревожность или низкая самооценка.                                                                                                                                     
  6. Переживание травмы или стресса: Если ребенок пережил травматическое событие или находится в состоянии эмоционального стресса, это может отразиться на его речи. Он может стать замкнутым, молчаливым или начать говорить негативными или агрессивными высказываниями.

 

 

Важно отметить, что каждый ребенок уникален, и его развитие может протекать в индивидуальном темпе. Однако если есть основания полагать, что речевое или психическое развитие ребенка отстает от нормы или вызывает беспокойство у родителей, рекомендуется обратиться за помощью к логопеду или психологу. В Калининграде получить грамотную психологическую помощь вы можете в Семейной клинике психологического здоровья Равновесие https://ravnovesie39.ru/. Опытные специалисты смогут провести оценку и предложить соответствующие стратегии и поддержку для дальнейшего развития ребенка.