г. Ростов-на-Дону, ул.Таганрогская 118/2
7(928)226-40-61

 

 

 

 

История народного танца

 

 

История народного танца — это история самого становления человечества. Еще в древние времена первобытные люди, испытывающие необъяснимый ужас перед силами природы, старались умилостивить ее, исполняя особые ритмические движения, поддерживаемые иногда специальными словами или выкриками.

 

 

 

Пляска как основа синкретического искусства сопровождала все важные вехи человеческой жизни: рождение и смерть, взросление и инициацию, трудовую деятельность. С помощью пластики человек учился выражать свое отношение к миру, чувства и эмоции.

С развитием общества происходит постепенное отделение танца от поэзии в самостоятельный вид искусства. Постепенно меняется и усложняется рисунок танца, и у каждого народа начинают проявляться свои, характерные для определенного этноса, музыкальные и хореографические особенности.

 

 

В погребальных обрядах Древнего Египта танцовщики исполняли ритуальный танец перед быком Асписом, а в Древней Греции под покровительством Терпсихоры танцевальное искусство развивалось широко и всесторонне: особые священные танцы сопровождали религиозные обряды, дополняли действие знаменитых трагедий и комедий на сцене, пиррихи способствовали воспитанию чувства долга и храбрости у юных воинов, а бытовые танцы отражали повседневную жизнь и труд обычных людей.

История народного танца древних восточных славян связана в первую очередь с языческими обрядами и формированием древнерусской народности. Уже тогда между соседними славянскими племенами устраивались игрища, на которых проводили специальные обряды в угоду древним божествам, пели специальные песни, водили хороводы. Хоровод — самый древний вид танцевального искусства. Круг, в который встают люди, символизировал собой солнце, в честь которого и заводили хоровод.

 


 

История народного танца не может быть отделена от истории самого народа, его быта, природы, которая его окружает.

Некоторые народные танцы стали своеобразным символом той страны, народу которой он принадлежит. Например, итальянская тарантелла, грузинская лезгинка, русская «барыня» или украинский гопак.

 

 

 

Народные танцы не исполнялись для зрителей. Это было действо, в котором принимали участие все желающие. И только в конце XIX — начале XX века их стали выводить на сцену. Тогда стали появляться профессиональные хореографические коллективы, исполняющие народные танцы.

Многие из них постепенно стали представлять культуру своего народа на мировой сцене. Например, уникальный хореографический ансамбль «Березка», созданный в 1948 году. Необыкновенно плавный, скользящий шаг участниц ансамбля, создающий впечатление неподвижности танцовщиц и вращения сцены под ними, ассоциируется с плывущими по небу верхушками берез, лебедями, скользящими по водной глади.

 

 

Всемирной энциклопедией народного танца можно назвать творчество великого мастера Игоря Моисеева. С 1937 года Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева занимается возрождением и распространением фольклорных танцев всего мира. Профессиональный уровень воспитанников моисеевской школы и сегодня служит непревзойденным эталоном мастерства хореографического искусства.

Именно творчество таких прославленных коллективов способствует сохранению фольклорного искусства, его традиций. Ведь история народного танца — это история души народа, его мечты и веры. Передаваемые от одного поколения к другому они пришли к нам из глубокой древности, сохранив все свои самые лучшие черты.

 

 

 

Читайте так же: