г. Ростов-на-Дону, ул.Таганрогская 118/2
7(928)226-40-61

Марис Лиепа

Марис Рудо́льф Эдуа́рдович Лиепа (род. в 1936 г.)

– один из самых известных танцовщиков и балетмейстеров Советского Союза. Каких только восторженных эпитетов не удостаивался он за свою артистическую карьеру: великолепный, блистательный, неподражаемый. И все они были им действительно заслужены годами упорного труда у балетного станка, изнурительными репетициями и полной самоотдачей делу всей своей жизни – балету.

По сути, Марис Лиепа сотворил себя сам. Ибо никакими особыми физическими данными изначально он не обладал. Рос хилым и болезненным ребенком. Возможно, сказалось голодное военное детство. В конце концов, врачи посоветовали отдать мальчика в спортивную секцию для укрепления здоровья. Но его отец Эдуард Лиепа, работавший в Рижском театре оперы и балета, решил, что для этой цели лучше подойдет хореографическое училище. Да вот только сам Марис школу танцев невзлюбил. И если бы не мамины уговоры, то бросил бы ее с превеликим удовольствием. Но постепенно втянулся и даже стал получать удовольствие от занятий. Особенно когда молодых дарований задействовали во взрослых партиях.

В 1950 г. четырнадцатилетнего Лиепу в числе других учеников отправили в Москву на Всесоюзный смотр хореографических училищ, где Рижская балетная школа заняла лидирующее место. Первый настоящий триумф разбудил в юном даровании истинное тщеславие. Он просто начал бредить Большим театром.

Следующим шагом на пути к успеху стал перевод перспективного танцовщика в Московское хореографическое училище в 1953 г. Благодаря своему упорству, бесконечным занятиям и тренировкам за два года Марис Лиепа превратился в отличного классического танцовщика с красным дипломом.

Но мечты о московской сцене пришлось отложить еще на полгода. Молодого специалиста по распределению отправили на родину в Латвийский театр оперы и балета, где Лиепа станцевал столь любимого им Зигфрида в Лебедином озере.

А уже в 1956 г. благодаря счастливой случайности ему удалось попасть в труппу Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Следующие четыре сезона в театре для нового солиста были столь продуктивны, что его пригласили на гастроли с артистами ГАБДТ в Польшу.

Во время гастрольного турне талантливого танцовщика задействовали сразу в нескольких постановках:

 

  • Дон Кихот
  • Вальпургиева ночь
  • Фауст                                                                                                                

А по возвращении исполнилась главная мечта Марис Лиепы – ему предложили танцевать в Большом театре.

Партия Базиля в «Дон Кихоте» стала его дебютом на любимой сцене. Затем последовала череда великолепных балетных образов во всех крупных театральных постановках. А партия Красса в «Спартаке» стала для Лиепы поистине триумфальной.  Но в 1969 г. восхождение на балетный Олимп прервалось. Причиной этого стал конфликт с тогдашним главным балетмейстером Юрием Григоровичем. Текущий репертуар премьера значительно урезали, и в новых постановках почти не задействовали.

А в 1982 г. Лиепу вынудили и вовсе уйти из Большого театра, намекнув, что иначе его дети Илзе и Андрис, которые в то время уже состояли в труппе, просто не получат сольных партий. Нет, уход не стал для него концом артистической деятельности, хотя морально очень подкосил. Знаменитый танцовщик до 1985 г. работал хореографом в Софийской народной опере, снимался в кино, участвовал в творческих вечерах.

Но в марте 1989 г. жизнь великого артиста балета прервалась. Тысячи людей пришли проститься и проводить легендарного артиста в последний путь.